Заказ путевки
по телефону
+7(347) 222-03-12
Башнефть-Сервис

Давление пара в котлах морских судов


  Большие возможности увеличения производительности флота и повышения рентабельности его работы кроются в улучшении технической эксплуатации судов. Обеспечив построечную мощность судовой силовой установки и проектную скорость хода судов, можно существенно увеличить их провозную способность, снизить эксплуатационные расходы.

Заботиться о том, чтобы судовые силовые установки работали нормально, обязаны вместе с машинными командами все работники морского флота, и прежде всего те из них, кому поручено непосредственно заниматься вопросами технической эксплуатации судов. Но далеко не всегда проявляется ими эта забота. Примером тому — неоправданное снижение давления пара в котлах на ряде морских судов.

Известно, что понижение рабочего давления пара в котлах приводит к тому, что судовые двигатели не могут развивать построечной мощности, а суда — проектной скорости. Помимо этого, при понижении давления пара уменьшается коэффициент полезного действия установки, она становится менее экономичной. Так, например, при снижении давления на 1 кг/см2 увеличение расхода пара составляет до 8%.

Несмотря на это, котлы на многих судах морского флота по требованию Регистра работают с пониженным давлением пара. Снижение давления составляет от 0,3 до 6 кг/см2. Сведения о количестве котлов, работающих при пониженном рабочем давлении пара, и о причинах снижения давления (по состоянию на 1 января 1954 г.), по данным Регистра СССР, можно найти в соответствующей таблице.

Анализ этих данных приводит к выводу, что снижение давления пара в очень многих случаях является неоправданным и допускается без достаточных инженерных обоснований.

Из 178 котлов, работающих с пониженным давлением, у 86 (или у 48%) давление снижено вследствие «общего возрастного износа». При этом к числу котлов, имеющих «общий возрастной износ», отнесены такие, у которых имеется износ отдельных частей и главным образом поверхностей нагрева в виде местных коррозийных разъеданий. Работники Регистра считают необходимым снижать давление из-за «общего возрастного износа» даже в котлах, имевших трещины на отворотах переднего и заднего днища и заваренных электросваркой.

Так, например, по этой причине было снижено давление на пароходе «Отто Шмидт» (Балтийское пароходство) с 12,65 до 10,5 кг/см2 и на пароходе «Измаил» с 13,7 до 11 кг/см2. Следует отметить, что, несмотря на наличие таких же трещин в котлах на ряде судов Дальне-Восточного пароходства, работники этого пароходства и инспекции Регистра не снижали давление пара после электрозаварки трещин, и котлы работают в течение ряда лет с нормальным давлением пара. На пароходе «Киров» (Каспийское пароходство) рабочее давление пара из-за «возрастного износа» котла (год постройки — 1902) было снижено с 7,3 до 7 кг/см2, т. е. на 0,3 кг/см2. Снижение давления пара на 0,3 кг/см2 вообще не может быть оправдано, так как при запасе прочности металла котла, равном 4,5—5, изменение давления на 0,3 кг/см2 не имеет практического значения.

Котлы, снижение давления пара у которых объясняют «техническим состоянием» (под этим, очевидно, подразумевается преждевременный износ), составляют 17% общего количества котлов, работающих на пониженном давлении. В основном их техническое состояние ухудшено вследствие местных выпучин на огневых частях и общей просадки жаровых труб.

Не всегда является веским аргументом для снижения давления «недостаточная прочность котла». Часто недостаточную прочность фактически имеет не весь котел, а отдельные его части. Следовательно, устранив дефекты отдельных частей котла, можно было бы сохранить давление пара.

Недопустимо снижение давления пара по «желанию судовладельца» (3,0%) или по «производственной необходимости» (2,8%). По этим причинам снижено давление пара у котлов постройки 1940 г. в пароходстве «Рейдтанкер».

Работа котлов на пониженном давлении наносит флоту большой ущерб. Достаточно сказать, что увеличение давления пара в котлах, которые это фактически допускают, может сохранить ежегодно за счет экономии топлива сотни тысяч рублей.

Практика показывает, что вполне возможно и необходимо резко уменьшить число судовых котлов, работающих при пониженном давлении пара, пересмотреть причины снижения, которые в подавляющем большинстве случаев не являются технически обоснованными.

Руководители Морского Регистра и Главного управления судового хозяйства должны добиться, чтобы снижение пара в котлах стало явлением исключительным и допускалось лишь в случае действительной необходимости на основании инженерных расчетов прочности как отдельных частей котельной установки, так и котла в целом. Женский портал Комераж. Все самое интересное тут.